Очень часто нам приходится отвечать на одни и те же вопросы о приборах учёта. Здесь мы попробуем собрать наиболее частые вопросы.


В: Сколько мы будем экономить после установки теплосчётчика?

О: Как ни неприятно это звучит, ответ таков - нисколько! Надо понимать, что сам по себе теплосчётчик не может ничего экономить, это прибор для измерения количества тепла. Вы же не спрашиваете повара сколько он будет экономить мяса, используя весы? Зависит только от повара, но не от весов! Так и теплосчётчик лишь показывает сколько тепла вы потребили за такой-то период времени. Эти данные сохраняются в его архивной памяти и всегда можно сделать распечатку и увидеть сколько было потреблено по часам, дням, месяцам. А дальше уже вам решать как сильно топить здание и какие предпринять действия для снижения затрат на тепло. Об этом будет отдельный ответ, здесь только упомянем, что это могут быть меры по снижению теплопотерь (утепление здания) и меры по оптимизации системы отопления (например установка автоматического погодного регулирования тепла).   Другое дело, если ваша расчётная нагрузка, по которой энергоснабжающая организация выставляет вам счета за отопление по каким-то причинам завышена, тогда да, одна только установка теплосчётчика позволит вам рассчитываться по фактически потреблённому теплу и, соответственно, снизить затраты. По нашему опыту таких случаев более половины.

 

В: Почему установка теплосчётчика стоит так дорого?

О: Первое и, пожалуй, самое главное – это стоимость самих приборов. Как правило эта часть занимает от 60 до 80% общей стоимости договора. Следующими составляющими являются стоимость проекта и стоимость монтажно-наладочных работ. И то, и другое требует достаточно высококвалифицированных работников, труд которых стоит денег. К сожалению, в последнее время в связи с выходом Законов об обязательной установке приборов учёта и увеличением спроса на эти работы значительно возросло число желающих подзаработать и связь между стоимостью и качеством сильно ослабла. В нашем городе есть несколько серьёзных фирм (к коим без ложной скромности принадлежим и мы), давно и профессионально занимающихся приборами учёта, у которых стоимость проекта и монтажа значительно ниже, чем у некоторых, только вчера увидевших теплосчётчик вживую.   Поэтому ответ – да, это дорого, но часто не так дорого, как это пытаются вам продать.  Это не предложение, а просто для справки: бывало мы ставили общедомовой учет за 50-60 тыс.руб.


В: Почему у разных фирм (ИП) большой разброс стоимости обслуживания приборов учёта?

О: Прежде всего, надо определиться с понятием «обслуживание». Некоторые, не особо щепетильные, товарищи высокопарно пишут в договоре это слово, а посмотришь перечень обязанностей – там указано только ежемесячное снятие показаний! Откроем «страшную» тайну: сами приборы, работающие в идеальных условиях, в каком-либо обслуживании не нуждаются вообще! А вот реальный узел учёта все же требует контроля специалиста, т.к. при сомнениях энергосбытовой компании в корректности показаний приборов она имеет право не принимать эти данные и, согласно «Правилам учёта тепла и теплоносителя», выставлять потребителю счёт за отопление и ГВС по договорным нагрузкам. Причин же, по которым теплосчётчик может выдавать недостоверные показания, масса: загрязнение поверхности электродов расходомеров, попадание в проточную часть посторонних предметов (одно время мы даже хотели сделать выставку предметов, вынутых из расходомеров – от обыденных (куски окалины различной величины) до экзотики (куски монтажной пены, обломки пластикового стаканчика и даже опавшие листья!), окисление контактных соединений, выход из строя отдельных блоков и многое другое, даже неумелые действия работников, эксплуатирующих сантехсистемы. Итак стоимость – сложилось несколько основных наборов услуг, каждый из которых часто называют общим словом «обслуживание»:

  1. Самое простое и дешевое (300 руб. в месяц) это снятие показаний приборов в конце месяца и выдача посуточной распечатки потребителю. Дальше он сам составляет Акт списания тепла и несёт сдавать его в сбытовую компанию. Соответственно в этом случае потребитель сам контролирует правильность работы приборов учёта, сам решает что делать в случае каких-либо неполадок. Этот тариф до настоящего времени использовался очень редко, т.к. потребитель, имеющий знания и время на анализ работы приборов, как правило сам и снимал показания. Однако теперь, с запуском нашей Системы диспетчеризации, полагаем он может стать весьма востребованным, т.к. примерно такая же стоимость складывается за поддержание работы серверов Системы на один узел учета (включая ежедневный опрос, анализ, оповещение о нештатных ситуациях, доступ через сеть Интернет к базам данных, возможность печати отчетов, техническую поддержку и т.п.). Т.е. теперь любой потребитель, подключившись к нашей Системе, без усилий сможет контролировать как у него работают инженерные системы здания.

  2. Снятие показаний и сдача отчётов в энергосбыт (500 руб. в месяц). Предыдущий сервис дополнен составлением и сдачей Актов списания тепла и избавляет клиента от необходимости вникать в тонкости работы учёта и от стояния в очередях в теплосбыте. А также, т.к. при составлении отчёта специалист делает анализ работы приборов (хоть и неглубокий), он может дать предупреждение/совет клиенту о необходимости ремонта. Любые ремонтные работы выполняются за отдельную плату.

  3. Третий набор услуг, который уже действительно попадает под понятие «обслуживание» (около 1000 руб. в месяц) включает в себя кроме снятия показаний и сдачи отчётов еще и полный анализ работы приборов учёта и все работы по поддержанию его работоспособности. Сюда входит выезд специалиста при обнаружении проблем, выявление причин их появления, устранение неисправностей, необходимая настройка, ремонт линий связи, демонтаж/монтаж расходомеров для прочистки и многое другое, что позволяет клиенту быть уверенным в правильности показаний своих приборов учёта. Необходимые материалы, запчасти и комплектующие для ремонта оплачиваются дополнительно.

  4. И наконец «полное обслуживание». Тут действуют Тарифы, установленные городской администрацией в 2009 году (самый простой узел 1437,38 руб. в месяц). В добавление ко всему перечню работ по предыдущим пунктам сюда входит еще и ремонт приборов любой сложности с заменой неисправных блоков, содержание подменного фонда и установка на время ремонта подменных приборов для обеспечения непрерывности измерения. Также при проведении периодической поверки приборов клиент оплачивает только стоимость услуг гос.поверителя (демонтаж, монтаж и пусконаладка приборов после поверки выполняются в счет обслуживания).

  Вот это базовый перечень вариантов работ и их стоимость. Как правило, у серьёзных фирм города они одинаковы. А дальше уже вариации: либо кто-то хочет иметь много масла на хлеб и завышает цены (выдает дешевый пакет за более дорогой), либо кто-то их занижает, например, не платя налоги или пытаясь через временный демпинг выдавить конкурентов, или же просто не обеспечивая хорошее качество услуг.


В: Стоит ли устанавливать теплосчётчик  в квартиру?

О: Вопрос, на мой взгляд, не имеет однозначного ответа. Начнём с того: какие цели преследует человек, устанавливая счётчик? Если просто для того, чтобы знать сколько потребляет - тогда стоит. Но наверное чаще для того, чтобы сэкономить. Тогда давайте считать: стоимость теплосчётчика около 8000 руб., ещё минимум 3000 его монтаж, итого 11000 руб. Некоторые ТСЖ требуют проект - это ещё 1000 руб. В итоге 11 – 12 тыс. рублей надо хотя бы окупить за 4 года, т.е. примерно по 3000 за год. Если вы уверены, что со счётчиком будете экономить больше - смысл ставить есть, если же меньше - получатся одни расходы. Не забывайте, что каждые 4 года теплосчётчик надо поверять, а это стоит от 5 до 7 тыс.рублей. Поэтому сначала подумайте, порасспрашивайте соседей, посчитайте и тогда уже решайте надо ли это вам. Ну и если все-таки надо – обращайтесь, поможем!


В: Что нам даст установка системы погодного регулирования?

О: Если ответить очень коротко – кучу денег. Ведь известно, что сэкономленные деньги – это лучше чем заработанные, т.к. эти уже у вас, а за те еще надо потрудиться. Если же говорить серьёзно, законы физики никто не отменял и если требуется некое количество энергии для того, чтобы поддерживать нужную температуру в здании – её надо потратить. НО! зачем тратить лишнее? Давайте посмотрим на работу отопления в наших домах. Осенью пять дней среднесуточная температура +8 и, наконец, нам включают тепло. Потом случается «бабье лето», на улице +15-20, но тепло уже есть и жарит оно «по полной». Та же ситуация весной – уже вовсю греет солнышко, но котельная не может давать теплоноситель ниже 65 градусов, ведь по тем же трубам нам подаётся горячая вода. Что мы делаем в таких случаях? Открываем форточки и греем улицу за свои деньги! Кроме того, зимой бывают потепления, похолодания, на которые тепловые сети просто не могут реагировать. Они подводят теплоноситель к домам с запасом, а уже домовой узел предназначен для того, чтобы подавать в дом тепло в необходимом количестве. И вот максимально эффективно это могут делать только системы автоматического погодозависимого регулирования тепла. Принцип действия прост – на основании показаний датчика температуры уличного воздуха рассчитывается нужное количество тепла, и именно оно и подается в систему отопления здания. Кроме того, многие регуляторы позволяют задавать временные параметры работы, например, снижение температуры в офисных зданиях в ночное время и выходные/праздничные дни, когда в здании нет людей. Не станем приводить здесь цифры экономии (это сугубо индивидуально для каждого здания), но можно поинтересоваться эффектом у тех, кто уже эксплуатирует подобные системы, благо таковых с каждым годом появляется всё больше.